Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Сельские комитеты здоровья – двигатель изменений жизни кыргызского села

2015-06-17 / Участие граждан в МСУ
Сельские комитеты здоровья – двигатель изменений жизни кыргызского села

Институт политики развития второй год выполняет Проект «Голос сельских комитетов здоровья». Почему возник такой проект? Сельские комитеты здоровья – это многочисленные общинные организации, которые есть почти в каждом селе Кыргызской Республики и которые состоят, в основном, из активных, неравнодушных к общественным вопросам, женщин. Эти дамы – двигатели общественного прогресса в селах – готовы тратить свое личное время на решение общих проблем, но им зачастую не хватает знаний, как делать это более эффективно.

Большую проблему составляет отношение к СКЗ со стороны органов местного самоуправления. Во многих муниципалитетах руководители МСУ – мужчины, которые не хотят всерьез воспринимать общественные усилия «эжешек», снисходительно «позволяя» им говорить на собраниях, но не более того. Мало где главы айыл окмоту готовы к равноправному сотрудничеству. Но СКЗ готовы менять ситуацию – наращивая свой потенциал, обретая новые знания о работе системы управления в целом и системы местного самоуправления в частности, они создают совместные планы действий с местным самоуправлением и, засучив рукава, решают реальные, конкретные проблемы сельской жизни. У Проекта «Голос СКЗ» есть 30 партнерских СКЗ по всей территории Кыргызстана. 
 
Ситуация везде складывается по-разному. Но общим первым шагом, который сделали все СКЗ, стало проведение Совместного изучения нужд сообществ. Изучали, прежде всего, состояние так называемых детерминантов здоровья – условий, необходимых для долгой и здоровой жизни.СКЗ, собрав и обобщив информацию о проблемах своих сообществ, представили результаты аналитической работы органам МСУ и доказали, что они – надежный, солидный партнер, который не только хорошо владеет информацией о приоритетных проблемах, но и имеет предложения по их решению. Следующим шагом сотрудничества СКЗ и МСУ стала разработка Планов совместных действий, а пока мы представляем читателям журнала «Муниципалитет» обобщенные результаты комплекса СИНС-мероприятий, проведенных тридцатью СКЗ Кыргызской Республики.
 
Наиболее проблемные условия для здоровой жизни – детерминанты здоровья – это отсутствие чистой питьевой воды, отсутствие условий для развития молодежи (спорт и культура), состояние муниципальных дорог и мостов, проблема вывоза ТБО, озеленения и благоустройства территории, безопасности (освещение улиц), отсутствие условий для гармоничного развития детей дошкольного возраста, физические условия обучения детей в школах. Нетрудно заметить, что все эти сферы попадают в круг вопросов местного значения – полномочий органов местного самоуправления, что в очередной раз доказывает совпадение интересов СКЗ и МСУ.
 
В отношении питьевой воды – не во всех айылных аймаках данная проблема стоит остро. Так, в общем результате только 16 сел из 30-ти сообщили об этой проблеме. Но если смотреть в разрезе приоритетности, то проблема питьевой воды в тех аймаках, где эта проблема существует, считается наиболее острой и актуальной. Из 16 пилотных сел 9 или более половины пришли к выводу по итогам СИНС, что проблемы, связанные с отсутствием чистой питьевой воды или плохим качеством предоставляемой услуги, для них наиболее приоритетные. Там, где эта проблема существует, ее поднимают в первую очередь, то есть при наличии всех остальных проблем в муниципалитете, чистая питьевая вода является самым главным фактором, по определению самого населения, который влияет на здоровье сообщества.
 
Проблема обеспечения условий для гармоничного развития детей дошкольного возраста, а именно: проблема отсутствия детских садов или условий в детских садах тоже была поднята в 17 из 30 пилотных сел. К сожалению, в Кыргызстане в сельской местности проблема отсутствия детских садов стоит остро. Так как в сезонных работах, которые зачастую не нормированы, участвуют все трудоспособные члены семьи, то и матери также бывают вовлечены в эту работу. Часто подобные сезонные работы являются единственным источником заработка, который прямо зависит от объема работы, который семья успевает закончить в течение короткого промежутка (туристический сезон, сельскохозяйственный сезон — посев или сбор урожая). В этот период семьи оставляют своих детей на попечение старшего поколения, которое не способно трудиться, или на попечение старших детей, которые еще не могут помогать взрослым.
 
Зачастую матери лишаются возможности работать, так как нет возможности определить ребенка в детский сад, и выпадают из экономической и социальной жизни.Еще одной приоритетной проблемой, которая в большинстве случаев определяется как наиболее острая, являются условия, в которых пребывают школьники во время учебного процесса, а также отсутствие возможности для обучения школьников. Особенностью финансирования школ в Кыргызстане является то, что за процесс обучения несет ответственность республиканский бюджет, тогда как за здание и его обслуживание несет ответственность муниципалитет. Если процесс обучения во всех школах одинаковый, благодаря равномерному финансированию из республиканского бюджета, то физическое состояние школ отличается от местности к местности, в зависимости от объема финансирования из местного бюджета. В большинстве школ остро стоят проблемы с системой отопления, кровли и школьными туалетами, другими санитарно-гигиеническими условиями.
 
Проблемы,связанные с пребыванием детей в школах или отсутствием условий как таковых, жители пилотных сел указали как наиболее приоритетные.Еще одна проблема, которая требует внимания повсеместно, это проблема досуга и развития сельской молодежи. Данная проблема поднимается почти в каждом пилотном муниципалитете, так как особенность условий жизни в селе – это сезонная занятость населения, связанная с годовым циклом сельского хозяйства. В свободное от работы время взрослому населению и молодежи нечем себя занять ввиду ограниченной инфраструктуры села. Чаще всего в качестве досуга молодежь выбирает распитие спиртных напитков, которое в большинстве случаев заканчивается драками между молодежными группами.Нездоровый образ жизни закрепляется как линия поведения и переходит во взрослую жизнь как пагубная привычка. По мнению сельчан, наличие мест для досуга и развития молодежи (спортзал, спортивная площадка, футбольное поле, сельские клубы) позволило бы привить молодежи здоровые привычки, которые позитивно влияют на здоровье.
 
Проблема муниципальных дорог также является одной из самой распространенных и часто поднимаемых, однако при определении приоритетов ей присваивают меньшее значение.Уборка мусора, благоустройство и озеленение объединяют все проблемы, связанные с вывозом твердых бытовых отходов, такие, как очистка улиц,площадей и арыков, а также посадка зеленых насаждений на территории муниципалитета. Сюда же относятся проблемы муниципалитетов в области
обслуживания и содержания парковой зоны, кладбищ и детских площадок. СИНС в пилотных селах показало, что эти проблемы также очень часто понимаются как фактор, влияющий на здоровье населения (22 из 30), однако по приоритетности они стоят ниже вышеуказанных проблем сел - с чистой водой, школами, детскими садами и прочей инфраструктурой села.
 
На первый взгляд, проблемы, выявленные сельскими комитетами здоровья, типичны, не новы и распространены по всему сельскому Кыргызстану. Но участие в процессе СИНС сельских комитетов здоровья позволяет взглянуть на старые проблемы в новом ракурсе – с точки зрения детерминантов здоровья, условий для долгой и здоровой жизни. Участие СКЗ в работе местного самоуправления обнаруживает перед нами тот факт, что система местного самоуправления, по большому счету, отвечает в стратегическом отношении за продолжительность и качество жизни народа Кыргызстана.Это повод задуматься для государственного управления – правительства, системы здравоохранения – и осознать, что органы местного самоуправления – это ключевое звено и важнейшее условие устойчивого развития страны, главным достоянием которой является ее народ, а главным достоянием народа – его здоровье.

 

Похожие материалы: